Статья Сервитут

Как установить публичный сервитут: пошаговая инструкция для объектов электроэнергетики

Установление публичного сервитута для объектов электроэнергетики — ключевой этап при размещении линий электропередачи (ЛЭП), подстанций и других линейных объектов. Сервитут позволяет ограничить права собственников земельных участков в интересах энергетических компаний, обеспечивая доступ к инфраструктуре. В статье разберем, как правильно оформить сервитут, избежав юридических рисков.

Что такое сервитут и зачем он нужен?

Сервитут — это право ограниченного пользования чужим земельным участком (ст. 23 ЗК РФ). Для электроэнергетики сервитуты используются для:
  • Строительства и эксплуатации ЛЭП, кабельных линий, подстанций;
  • Технического обслуживания и ремонта объектов;
  • Обеспечения охранных зон.
Виды сервитутов:
  • Публичный — устанавливается в государственных/муниципальных интересах (например, для прокладки ЛЭП).
  • Частный — оформляется по соглашению с собственником участка.
Для энергетических объектов чаще применяется публичный сервитут, так как ЛЭП и подстанции относятся к объектам общего пользования.

Пошаговая инструкция по установлению публичного сервитута

Шаг 1. Подготовка документов

Перед подачей ходатайства соберите:
  1. Проектную документацию на объект с обоснованием необходимости сервитута.
  2. Схему расположения ЛЭП на кадастровом плане территории.
  3. Технико-экономическое обоснование, доказывающее невозможность альтернативного размещения объекта.
  4. Расчет компенсаций собственникам земельных участков (включая ущерб от ограничения хозяйственной деятельности).
Также необходимо обеспечить проведение работ по подготовке в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости

Шаг 2. Подача ходатайства

Ходатайство подается в орган местного самоуправления или региональное правительство (в зависимости от значимости объекта). Форма ходатайства утверждена Приказом Минэкономразвития № 542 (документ утратил силу вместо него указать Приказ Росреестра от 19.04.2022 N П/0150 (ред. от 21.11.2023) "Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута" (включает: цели, срок, границы сервитута, реквизиты проекта).
Важно! Согласно ст. 39.40 ЗК РФ, ходатайствовать могут:
  • Субъекты естественных монополий (например, ПАО «Россети»);
  • Организации, эксплуатирующие объекты федерального/регионального значения или местного значения.
  • Организации осуществляющая реконструкцию или капитальный ремонт инженерного сооружения, являющегося линейным объектом

Шаг 3. Публичные слушания

Администрация проводит слушания с участием правообладателей земельных участков. На этом этапе важно:
  • Предоставить расчет компенсаций;
  • Обосновать минимальную обремененность участков;
  • Учесть возражения собственников.

Шаг 4. Принятие решения

Орган власти издает постановление об установлении сервитута. В нем указываются:
  • Границы зоны обременения;
  • Срок действия (например, на период эксплуатации ЛЭП);
  • Размер платы за сервитут (если предусмотрена).

Шаг 5. Регистрация в Росреестре

Сведения о публичном сервитуте вносятся в ЕГРН в течение 5 рабочих дней после решения (п. 3 ст. 39.42 ЗК РФ). Для внесения сведений в ЕГРН необходимо предоставить:
  • Копия постановления;
  • Описание границ публичного сервитута в формате xml заверенное ЭЦП представителя органа принявшего решение.

Ключевые сложности и решения

Проблема 1: Отказ собственников

Пример из практики:
Компания «Мособлэнерго» получила отказ в установлении сервитута для ЛЭП на землях защитных лесов. Верховный Суд РФ указал, что наличие альтернативных вариантов размещения объекта исключает сервитут (дело № А41-66561/2022).
Решение:
Тщательно прорабатывайте техническое обоснование, доказывая, что иной способ размещения ЛЭП невозможен. Используйте экспертные заключения и результаты инженерных изысканий.

Проблема 2: Конфликты с землепользователями

Пример из практики:
Верховный суд РФ рассмотрел показательное дело об установлении сервитута для ЛЭП в Саратовской области. ИП-глава крестьянско-фермерского хозяйства Елена Демидова судилась с "Федеральной сетевой компанией ЕЭС" по поводу 0,2 га земли, занятых ЛЭП. Девять опор были возведены в 2015 году с согласия Демидовой на основе годовой аренды. После завершения строительства стороны не смогли договориться о дальнейших условиях использования земли.
ФСК ЕЭС предложила Демидовой проект договора аренды участков под опорами, но получила отказ. Владелица земли настаивала на включении в соглашение не только земли под опорами, но и охранной зоны под линиями электропередач. В ответ энергокомпания обратилась в суд с требованием установить сервитут на 49 лет с оплатой 43 коп. в год (0,01% от кадастровой стоимости) только для участков, занятых опорами.
Верховный суд разъяснил, что закон разрешает установить сервитут для размещения имущества, в частности, для эксплуатации участков, занятых ЛЭП. При этом наличие охранной зоны ЛЭП не препятствует установлению сервитута.
Решение:
  • Тщательно прорабатывайте условия соглашения с собственниками земельных участков.
  • Учитывайте интересы землевладельцев при определении границ сервитута.
  • Будьте готовы к судебному разбирательству и имейте сильную аргументацию своей позиции.

Размер платы за сервитут

Плата рассчитывается по формуле:
Плата=Кадастровая стоимость участка×Коэффициент обременения×Срок
Плата=Кадастровая стоимость участка×Коэффициент обременения×Срок
Коэффициент обременения зависит от:
  • Площади зоны сервитута;
  • Степени ограничений (например, запрет на строительство повышает коэффициент).

Рекомендации для энергетических компаний

  1. Используйте типовые проекты
  2. Разработайте шаблоны ходатайств и схем размещения ЛЭП, чтобы ускорить согласование.
  3. Проводите предварительные консультации
  4. Согласуйте трассу ЛЭП с администрацией и собственниками до подачи документов.
  5. Учитывайте правовой режим земель
  6. Если объект проходит через лесной фонд или ООПТ, потребуется дополнительное согласование с Минприроды.
  7. Мониторьте судебную практику
  8. Например, Верховный Суд РФ в деле № А41-66561/2022 подчеркнул, что сервитут — крайняя мера при отсутствии альтернатив.

Заключение

Установление публичного сервитута для объектов электроэнергетики требует тщательной подготовки документов и учета интересов всех сторон. Грамотное обоснование необходимости, расчет компенсаций и работа с органами власти помогут избежать споров и ускорить процесс. Помните: публичный сервитут не должен создавать необоснованных препятствий для собственников земель, иначе решение может быть оспорено в суде.